Поиск по сайту о Lada 110, Ваз 2110  Поиск по сайту «Десятки.ру»
 
   
       
  ваз 2110, ваз 2111, ваз 2112 ваз 2110, ваз 2111, ваз 2112 ваз 2110, ваз 2111, ваз 2112 ваз 2110, ваз 2111, ваз 2112 ваз 2110, ваз 2111, ваз 2112  

Десятое семейство

 

ВАЗ 2110

 

ВАЗ 2111

 

ВАЗ 2112

Статьи и советы

 

Тюнинг

 

Эксплуатация

 

Ремонт

Справочник

 

Основная информация

 

Гарантия и ТО

 

Двигатели

 

Кузов и салон

 

Механизмы управления

 

Ходовая часть

 

Трансмиссия

 

Тюнинг и доп оборудование

 

Электрооборудование

Десятки.ру » Справочник » Основная информация » ВАЗ-21113-04 4X4=04

ВАЗ-21113-04 4X4=04

   В мировом автомобилестроении найдется немало примеров, когда экспериментальные разработки довольно быстро становились массовыми серийными автомобилями. Долгие годы наш автопром шел иным путем, десятилетиями подбираясь к новым моделям. Но, как говорится, наступили "другие времена, другие песни".

Когда группа молодых конструкторов ОАО "АвтоВАЗ" предложила идею доступного автомобиля с улучшенными дорожными характеристиками и повышенной проходимостью для активного отдыха, многие восприняли это как нечто несерьезное. Даже когда автомобиль ВАЗ-21116.04 демонстрировал свои неординарные способности ("Автомобили", Ь 7/2000), раздавался нестройный хор голосов, требовавший прикрыть программу. По мнению оппонентов, все проблемы народного внедорожника должна была решить "Нива" ВАЗ-2123. Кое-кто из руководства Департамента развития ВАЗа даже поплатился должностями, доказывая неразумность такого недальновидного подхода. И здесь в распри и дебаты вмешалась Ее Величество Судьба. Проект ВАЗ-2123 неожиданно стал объектом пристального внимания General Motors. И вся программа выпуска российского джипа (и нынешней "Нивы" — с весьма большой долей вероятности) полностью перешла в сферу интересов создаваемого СП. Получилось, что фактически отечественный автозавод остается без собственного автомобиля для дачников, охотников, селян и просто любителей активного отдыха!

И за несколько дней поисковая работа конструкторского бюро под руководством Вадима Классена переросла в одну из самых перспективных программ. Темпы, которыми сейчас осуществляется этот проект, похоже, пришли к нам из другой жизни. Чуть более полугода назад мы впервые познакомились с "проходимцем" ВАЗ-21116.04. И вот теперь сидим в салоне только что собранного универсала, ставшего родоначальником нового семейства ВАЗ. Прежде чем отправиться на этом автомобиле по городским улицам и дорогам Заволжья, знакомимся с изменениями, внесенными в конструкцию прототипа и ставшими фактически базой для подготовки серийного выпуска новых машин. Пересмотрены основные узлы трансмиссии, передней подвески, конструкция карданного вала. Прежде всего, все эти устройства и агрегаты значительно "полегчали". Так, поворотные кулаки, став алюминиевыми, "сбросили" с себя почти по 2 кг. Алюминий заменил сталь и в карданных валах. Рычаги передней подвески теперь свариваются из тонкостенных стальных гнутых труб, а не штампуются. По такой же технологии сделан подрамник для сборки силового агрегата и переднего моста. Вдвое легче (на 12 кг) стал подрамник заднего моста. Не удивительно, что в результате общий вес автомобиля снизился почти на 50 килограммов.

Готовя машину именно к серийному производству, конструкторы постарались свести к минимуму этапы технологической подготовки и освоения производства. Вся "ходовка" состоит фактически из трех подсборок — силовой агрегат с передним мостом, задний мост и карданные валы с вискомуфтой. К кузову они крепятся через резиновые вибро- и шумоизолирующие опоры. Что еще можно сказать о новой "ноль четвертой"? В процессе доводки трансмиссии и компоновки заднего моста удалось вернуть на место запаску, освободив багажник. И это, как ни странно, при увеличении базы и смещении заднего моста на 50 мм назад. В результате удалось отодвинуть колесные арки и расширить задние сиденья. Но самые большие изменения скрыты под капотом. Для нового семейства разработаны два новых двигателя объемом 1,9 л. От перспективных моторов Opel в интересах скорейшего освоения производства пришлось отказаться. К тому же стоимость автомобиля с вазовским "сердцем" значительно ниже.

Позже, оказавшись за рулем ВАЗ-21113.04, мы смогли убедиться, что потеря 10 "опелевских" л.с. практически не сказалась на динамике автомобиля. Более того, значительно возросла тяговитость двигателя. Новое семейство получило и новое сцепление, которое позволяет полностью реализовывать 160 Нм крутящего момента новых двигателей. Нам пришлось ездить на "ноль четвертом" в самый разгар умопомрачительных мартовских снегопадов. Первое, на что мы обратили внимание, — хорошая маневренность в условиях напряженного городского движения, осложненного снежными заносами. Не трудно было и выбраться с заснеженной стоянки на проезжую часть, перевалив через сугроб, образовавшийся после прохода снегоуборочной машины. Но подлинные чудеса продемонстрировал наш "конь" за городом.

С легкой дрожью в сердце на скорости 60 км/ч мы свернули с накатанной дороги на снежную целину глубиной более полуметра. Однако ничего страшного не произошло. Подняв фонтаны снега, универсал уверенно проложил глубокую колею. Интересно, что ее края были абсолютно ровными — безо всяких признаков рыскания из стороны в сторону, что говорит об отменной устойчивости машины в переходных режимах и при движении по бездорожью. Шедший рядом с нами по накатанной колее контрольный образец повторить наш маневр не рискнул. Видимо, установленная на нем трансмиссия VW для нашего снега оказалась слабоватой. О поведении автомобиля на виражах и при попытке поставить его в занос лучше всего говорят фотографии. Что можно сказать о езде по нечищеным и накатанным российским проселкам? Максимум, который мы позволили себе под неусыпным надзором заводских испытателей, — 120 км/ч. Проблемы при этом были не столько у нас, сколько у соседей по движению. Выражение лиц и реакция водителей, которых без труда обходила обычная внешне "Лада", — тема отдельного разговора.

По результатам испытаний нескольких образцов универсалов 21113.04 с различными типами трансмиссий уже подготовлены образцы седана 2110.04 и хэтчбека 2112.04. Базой для них станут двигатели 21084 (8-клапанный впрыск, 95 л.с./5400 мин-1) и 21124 (16-клапанный впрыск 110 л.с./5600 мин-1). Полным ходом идут работы по подготовке производства вискомуфты собственной конструкции. Собственно, таких конструкций будет несколько, и, по мнению Вадима Классена, со временем возможна их многократная смена в зависимости от предполагаемых скоростных или дорожных условий движения. По его замыслу, можно будет менять трансмиссии в фирменных техцентрах в минимально короткие сроки. Появление семейства, получившего заводской индекс 04, — элемент меняющейся философии АвтоВАЗа. Кроме автомобилей утилитарного назначения, в "ноль четвертое" должны войти заказные конструкции для любителей "экстрима" и спортивные версии хэтчбека 2112.

В ближайшее время закончится формирование еще трех семейств, которые и составят вместе с "04-м" основу производственной программы. Это, во-первых, "Калина". В него войдут уже известные нашим читателям 1118 ("Автомобили", Ь 9/2000) и 1119 ("Автомобили", Ь 11/1999), универсал 1117 (знакомство с ним еще впереди) и многофункциональный 1120. На заводе полным ходом идет подготовка оснастки и технологического оборудования для производства этих автомобилей. Основу видоизменяемого семейства 2110 составит модернизированный вариант "десятки", премьера которой состоится на МИМС"2001. Автомобиль радикально изменился внешне, а модельный ряд двигателей дополнится агрегатами объемом 1,8; 1,9 и 2,0 л собственной разработки (от установки импортных силовых агрегатов решено отказаться). Самое время рассказать о новинках, подготовленных вазовскими двигателистами. Завершаются испытания двухтопливного впрыскного силового агрегата для "десятого" семейства. Кроме традиционного бензина, мотор может работать на сжатом природном газе. В этом случае топливом служит метан, закачанный в 70-литровый баллон под давлением 200 атмосфер. Дозированная подача газа в каждый цилиндр осуществляется отдельной форсункой с электронным управлением. Расход газа — 5,5 м3/100 км. Одной полной заправки хватает на 280 км. Комплекс относится к системам четвертого поколения — ведущие западные фирмы лишь приступают к подобным разработкам.

v Сейчас разработан баллон для установки в багажник ВАЗ-2110 и заканчивается проектирование 45-литровой емкости для монтажа в нишу запасного колеса ВАЗ-2111 и ВАЗ-2112. Важным достоинством нового двигателя является незначительная потеря мощности при переходе с одного вида топлива на другой. Так, если у карбюраторного мотора она достигает 20%, то у новых двигателей с впрыском этот показатель не превышает 7-10%. Еще одно преимущество новинки — чистота выхлопа: все параметры соответствуют нормам Euro II и Euro III. А благодаря применению облегченных металлопластиковых баллонов, узлов и агрегатов российского производства стоимость комплекта не будет превышать 11-12 тыс. руб.

Другая новинка — традиционный бензиновый впрысковый двигатель 2112 с новой системой питания. В багажнике "десятки" установлен малогабаритный электролизер, вырабатывающий кислород и водород. Кислород отводится в атмосферу, а водород направляется в систему питания. Добавки газа в объеме 5-7% не только повышают мощность двигателя, но и коренным образом меняют картину сгорания топливной смеси и все характеристики выхлопных газов. Ведутся работы и по расширению гаммы бензиновых двигателей. Параллельно с форсированием силового агрегата, у которого центровое расстояние составляет 89 мм, разработана серия двигателей с новым 95-миллиметровым блоком. Объем самого маленького из них достигает 2,0 л, но будет доведен до 2,4-2,5 л при увеличении мощности до 150-160 л.с.
Леонид Круглов
Журнал "Автомобили", №4, 2001
центросайт © «ЦЕНТРОСАЙТ» по заказу Десятки.ру, 2005 — настоящее время.
При использовании материалов сайта прямая гиперссылка на www.desyatki.ru обязательна.